18 мая, 2014

Дважды проклятое поколение...

Наверное, всем знакомо проклятие, приписываемое китайцам: “Чтобы жить тебе в эпоху перемен”. Однако, наше поколение оказалось проклято дважды.

В первый раз – когда погибал Советский Союз и мы, едва начав учиться в вузе, на своей шкуре познали, что такое “смена курса” на “национальное самоопределение”. Наши деды, пережив 20 съезд КПСС и доклад Хрущева, пережили жестокий шок, узнав правду (ну хорошо, часть правды) о своей стране и ее руководстве. С нашим поколением поступали не так резко – лгать нам начали “мягенько”, постепенно… Ложь нам вводили с небольшими дозами правды – чтобы потом, когда и этой жалкой примеси не оставалось, люди могли верить всему, чему угодно. Скажем, если показываются кадры с летящими из толпы в горящих людей бутылками с зажигательной смесью, а говорится, что это горящие люди сами в себя эти бутылки бросают – верить словам, а не глазам…

Просматривая сообщения своих свидомых знакомых, я все больше убеждаюсь в том, что у многих из них действительно короткая память. Мы все проходили через украинизацию и смену учебников, но почему часть моих друзей смогла оставить скепсис и, скажем, так – фильтровать – то, что нам заливалось в уши… а часть
– начала верить всему, что говорили украинские историки и политики, включая очевидный абсурд вроде родства гуцулов и индейцев Майя или сорокатысячелетней истории Украины, – остается для меня загадкой.

Но вот что я поняла со всей горькой очевидностью: это то, что мы второй оказались свидетелями эпохи перемен. Мы, едва дожив до середины жизни – снова попали в водоворот китайского проклятия… Но на этот раз все не обошлось говорильней и флюгерными разворотами. Нет, все гораздо, гораздо горше и серьезнее.

Сегодня я узнала совершенно вышибившую меня из колеи новость. Оказывается, я училась вместе с фюрером… Я с ним знакома, общалась, читала его стихи (ах, эта милая склонность низкорослых “художников” и “поэтов” к творчеству, выливающаяся со временем в крики оголтелых толп “Зиг Хайль!”)… Когда подруга задала мне вопрос, кто из наших знакомых стал лидером луганских нацистов, я перебирала в памяти разные имена… Но вот этого милейшего парубка с тишайшими манерами и какой-то плавающей улыбочкой на лице – не могла даже представить. Однако – факт остается фактом, мы, наши потоки, были однокашниками, учились в вузе в одно время. Ну кто, кто бы мне еще год назад сказал о том, что сегодня я буду писать о том, что знаю луганского предводителя нацистов!

И что своих знакомых я буду делить на тех, кто нацистов поддерживает и тех, кто с ними борется. Что когдатошний вопрос, которым я мучилась, живя в Дрездене рядом с человеком, бывшим взрослым во время прихода Гитлера к власти, спрашивая его о том времени – я получу ответ на этот вопрос так скоро и так жестоко… Пропуская ответ через свое сердце. Потому что тогда у меня не получалось сердцем понять рассказы этого моего соседа – о том, как нищающая, униженная Германия начала вдруг получать рабочие места, жилье, нравственные ориентиры… И люди как-то сузили свое восприятие жизни и не замечали второй основы этого благополучия… им казалось, что ничего “такого” не происходит, что Германия очищается от недочеловеков, что именно в этом очищении – залог будущего благополучия страны.

Теперь я понимаю, что люди остаются людьми – и могут сузить восприятие, не замечать того, что дошли до точки невозврата: до того, что начали считать кого-то недочеловеками, заслуживающими смерти. Мои земляки, украинцы… мои одноклассники и однокурсники… с которыми мы сходили с ума на переменках, до слез смеялись на дурацкими шутками, играли в КВН, ходили к друг другу в гости, оценивали друг дружкиных женихов, списывали друг у друга конспекты и подсказывали на экзаменах… с которыми учили детей на педпрактиках и гоняли пионеров в лагерях… мои милые друзья и подруги, оставить которых в сердце получается только при помощи жесткого и болезненного разреза, разделяющих тех милых и наивных полудетей от тех, кто приветствует факт “сгоревших ватников” в Одессе и расстрелянных в Мариуполе, Славянске, Краматорске… Называет соотечественников быдлом и совками, не достойными обычной жизни… Радуется “антитеррористической” операции собственной армии против народа… Кто в самом-пресамом лучшем случае считает меня и мне подобных зомби с промытыми мозгами, ну а в самом плохом… унтерменшем, недочеловеком…

Украинцам уже обещана новая прекрасная жизнь в государстве, которое сломит очередную империю – на этот раз Российскую, правда, пока нет ни рабочих мест, ни жилья, есть только нравственные ориентиры, говорящие, что построить эту чудесную жизнь мешают те самые недочеловеки, которых надо поголовно истребить… И суженность восприятия тут как тут – люди действительно считают своих земляков недочеловеками, не задумываются над тем простым фактом, что иногда – быть в стороне не получается. И выбор бывает только из двух сторон: либо ты против фашизма, либо – за. И если ты молчишь – то все равно получается, что ты ЗА. Если говоришь фразу: “Да, фашисты, но…” – ты получаешься ЗА. И если ты говоришь: “В СССР тоже был фашизм”, получается, что ты – ЗА… В этом случае даже молчание будет знаком согласия.

Любая казуистика, любые отговорки о том, что у власти в Украине сейчас не нацисты – разбивается о страшную реальность… В стране, ровно через сто лет после Первой Мировой войны и через 73 года после Второй Мировой – так ничему и не научившиеся за эти сто лет войн украинцы стреляют в украинцев и оправдывают свои действия тем, что убитые были не совсем людьми, а террористами и сепаратистами. И те, кто этому факту не ужасаются, а оправдывают эти убийства некими логическими доводами – подпирают фашизм своими телами.

Но ведь уже была подобная история… уже был народ, который закрывал глаза на чудовищ у власти – ради прекрасного будущего. Дети детей этого народа сейчас в обязательном порядке посещают Освенцим, Дахау, Бухенвальд… Чтобы ни в коем случае не забыть – что допустили их деды. Чтобы ни в коем случае не повторить содеянного. У некоторых плохо получается – и нацизм существует и в Германии. Правда, существует он не в Бундестаге, и Ангела Меркель не посылает немецкую армию, чтобы утихомирить, скажем, бунтующую Баварию… Да и рядовому немцу сложно представить себе, как это – когда в тебя стреляет солдат твоей собственной армии.

А вот украинцам оказалось не только не сложно представить это – но и приветствовать происходящее. Им оказывается легко бросить равнодушное: “Да не было в Доме Профсоюзов никаких беременных баб и детей, это фейк”… Им оказывается легко поставить ДА под вердиктом о том, что 2 мая было в Одессе светлым днем… Им оказывается легко писать о том, что дохнут ватники, обстреливаемые обученными солдатами собственной армии.
Я не хочу быть пророком и “каркать”. Но в жизни человеческой рано или поздно наступает момент прозрения. И есть в нашей жизни поступки и слова, которые имеют однозначную моральную окрашенность. И есть один суровый закон жизни: существуют вещи, которые уже никогда не исправить. Можно раскаяться, делать благие дела – но исправить нельзя ничего… Мертвый человек останется мертвым до конца времен… Ложь, посеянная в сердцах людей, останется ложью… Нацизм останется нацизмом… И вот с этим – неисправимым – людям придется жить до конца жизни…

Нашему дважды проклятому кем-то поколению, переживающему вторую эпоху перемен…

6 комментариев:

  1. Уже никогда не будет прежней Украины, если вообще она будет... Никто никого не сможет простить

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Двадцать лет лояльного отношения к причудам друг друга закончились и больше, наверняка, не вернуться. Эти полгода гражданского противостояния и войны, если хотите, навсегда будут кровавым пятном в истории "незалежной". И что только бедным украинцам и КАК будут ЭТО рассказывать в школе...

      Удалить
  2. Согласна с вами, что "те, кто этому факту не ужасаются, а оправдывают эти убийства некими логическими доводами – подпирают фашизм своими телами." Безумие.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. patatinka, стало невыносимо общаться с, вчера еще близкими, людьми. Просто нет сил взять и позвонить... Как дальше жить?

      Удалить
  3. В послевоенной Германии несколько лет не рассказывали о зверствах нацистов в других странах и вообще о войне. Хотя это не выход. Но подумайте, как стыдно стало...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, сестра дружила с девочкой из Германии. Та поведала, что детям с садика рассказывают о фашистах и любое проявления оного наказывается очень строго. И вообще об это не принято говорить, это закрытая тема.
      У нас пока все считают карательную операция благом...

      Удалить

Спасибо за Ваш комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...