23 февраля, 2012

Made in USSR

Этот пост зрел у меня оооооочень давно, вернее, я постоянно пребываю в раздумьях на эту тему, в основном, благодаря своим и чужим детям. А тут на днях еще разговорились с Ксюшей в Скайпе и она уже выложила свои соображения (я пока их не читала, дабы не повторятся).

Не задумывались ли вы на тем, что у современных детей нет детства? У них есть все то, о чем мы с вами несколько десятков лет назад не могли и мечтать - таких вещей просто не существовало. Но разве от этого мы были несчастны? Я вот, когда мне было лет 11-12, страстно мечтала о Барби и кукольном домике - таком розовом с лифтом, кроватью и комодом, но возможности моих родителей едва ли могли позволить даже розовый стульчик из заветного домика. А сейчас в комнате современных "принцесс" этого добра навалом и оно не имеет такой ценности, потому что ДОСТУПНО. 

А кукольный домик мы с сестрой выпросили у папы - он был самодельный и представлял собой коробку из ДСП без крыши и одной стенки. На первом этаже, правда, никто не жил - темно и не престижно, но зато на втором у нас было такое! не одна Барби  позеленела бы от зависти. Мы сами делали все вещи: из старой папиной одноразовой бритвы и пустой коробочки из-под маминого крема мы сделали пылесос; из деревянного прямоугольного кубика, канцелярской кнопки и пластилина - проигрыватель, а пластинки я делала из картона, раскрашивала их фломастерами и каждую упаковывала в крошечный конвертик. На набор кукольной посудки я копила 2 недели! Вы даже не представляете с каким чувством я неслась домой... А куклы, которыми мы с таким упоением играли, были пошиты мною из простой белой хлопчатобумажной ткани - они были такими изящными и тоненькими, что я выворачивала с помощью крючка, а волосы делала из ниток мулине. Мы с Оксаной целыми днями пропадали в детской. Вы не поверите, но я играла в куклы до 11 класса! 

Сейчас, наблюдая за собственными сыновьями, у которых полная корзина игрушек, DVD-плеер, куча дисков с мультиками, компьютерные игры, я понимаю, что современные дети совершенно не умеют себя развлекать,  - у них не стало фантазии, что ли. Все заменили радио-управляемые игрушки, видео-игры и мультфильмы по требованию. А помните с каким нетерпением и восторгом мы ждали диснеевских мультфильмов в 16 часов по выходным? Это было что-то! А когда вместо "Утиных историй" начали показывать "Русалочку", мы с сестрой чуть не писались от радости. А сейчас что, клац - и смотри сколько влезет, когда влезет и что влезет, а не хочется! 
 
А помните, когда начался бум на "пружинки"? Такие яркие и цветные? Как мы завидовали одноклассникам, которые все перемены пускали их по школьным лестницам! А самой большой проблемой была не двойка, а запутавшаяся "пружинка":( и сидишь, бывало, полдня ее распутываешь, а потом снова: вжик-вжик-вжик... Эх, классно было!...

Сейчас все как-то искусственно: дружба с тем, у кого круче айфон или больше друзей в "одноклассниках", "ВКонтакте" и т.д. Мы перестали общаться с друзьями - вместо этого мы жмем на сердечко "Понравилось это фото". Мы не ходим на концерты и в кино - мы качаем все с интернета и поглощаем вместе с макаронами и омлетом. Мы перестали писать письма далеким родственникам - мы общаемся в Скайпе. Мы не спрашиваем у знакомых, как у них дела - мы читаем статус на их страничке. Наши дети не ходят к друг другу в гости - они чатятся и тусуются. 

Помню свой первый "батончик" - "Milky Way". Мама купила нам один и разрезала его напополам. Ничего вкуснее не было)). А сейчас - всего завались и на все аллергия!

Помню, что в школе слушала то, да и сейчас так же, что не слушал никто из одноклассников, а потому всю музыку записывала с радио: кассета всегда стояла на записи, летишь со второго этажа (магнитофон на кухне стоял), чтобы вовремя нажать на кнопочку, зато радости полные штаны.

Я, вообще, к чему это все говорю? Я никого не убеждаю, что раньше было лучше и чудеснее. Нет! Раньше было по-другому и как-то по-настоящему, с душой, искренне. И дети были детьми, а не инфантильными взрослыми, пляшущими на дискотеке в розовом мини в 1 ночи или пьющими водку из пластиковых стаканчиков в центре города у всех на виду... А еще лет 20-30 назад - это были бы просто дети, смотрящие на ночь "Спокойной ночи, малыши".

И еще одна проблема современности: почему дети перестали читать?! Я соблазняю своего первоклашку на самостоятельное прочтение первой книги, сегодня снова буду пытаться, пожелайте мне удачи! Я помню, что проглатывала сказки целиком, а потом несколько раз перечитывала. Как я хочу, чтобы мои дети любили читать! Никакая школа и университет не сравнится по уровню образования с прочитанными книгами, с десятками прочитанных и "переваренных" книг! А то, страшно прямо, никто ничего не знает - все "гуглят"! Интересно, что случится в школах или универах, если вырубит "сеть"? Правильно, случится Страна дураков! Но это уже отдельная тема.

Простите, за некоторую скомканность - может что-то забыла или недосказала - тема слишком обширна. Думаю, каждый найдет что-то свое, может что-то вспомнит и улыбнется, а это значит, задача выполнена!

23 комментария:

  1. все понятно... у многих, Галина, родителей те же проблемы - мир поменялся, люди тоже. Я успела вырастить сына, читающего книги (в последнее время все меньше) и имеющего честь, совесть и собственное достоинство. С дочерью уже гораздо тяжелее - какие-то десять лет перевернули все: материальные блага стали гораздо выше духовных, пока ты задираешь нос в своей недоступности, более сговорчивые подруги мужика богатого у тебя уведут, пока читаешь книжки про благородных людей, менее благородные давно пробились в этой жизни в первые ряды, и тебе может не хватить места... так что нам, мама и папам детей современных несовершеннолетних, надо очень хорошо и крепко задуматься: а что для них именно сегодня главней и важней?...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Зоя, в своем коротком комментарии вы сказали гораздо больше, чем в я в своем большом посте, спасибо. Мы с мужем очень обеспокоены тем, что происходит, а потому у наших детей все очень дозировано, но это тоже не спасает.

      Удалить
    2. польщена Вашим ответом, Галина, но это правда. С сына, например, мы очень строго спрашивали знания и оценки. А дочке эта школа вообще не нужна, приходится заставлять уроки делать, те же книжки читать со скандалом. Однако в житейском плане девица моя более хваткая, шустрая и ловкая. Она прекрасно знает, на какие кнопочки нажать, чтобы добиться от отца, чего ей хочется, или как вынудить брата убрать за нее комнату. Они ее знают до донышка, не балуют, нет, но всякий раз все равно получается по ее... и наши аргументы, действовавшие на сына, её совершенно не трогают - иной взгляд на вещи. И далеко не факт, что к сыну, с его отличными знаниями, работоспособностью и честностью, судьба окажется благосклонее...

      Удалить
  2. Галочка, мой старший сын тоже не любитель чтения, и мы долго-долго подбирали для него подходящую литературу, что-бы хоть немного его привлечь. Зато у других двух деток книгу из рук тяжело отобрать, чуть ли до фонарика под одеялом дело не доходит:)). А ведь воспитываются одинаково. Так что, возможно, твой сынуля просто немного не такой, каким ты хочешь го видеть. Ну не книголюб... А в целом ты права.
    А что касается мира вокруг, то муж мой повторяет, что лучше быть обижаемым, чем обижающим. Хоть и странно звучит, и не современно.
    И по поводу игрушек с тобой согласна. Придерживаюсь принципа: мало лучше, чем избыток. Меня приводит в совершенное недоумение и страх тот факт, когда я спрашиваю у ребенка, какой подарок он хотел-бы получит к дню рождения, а он целый месяц не может сформулировать свое желание. Куда подевались детские мечты?

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюша, можно вас так называть, мой Сашуня очень любит, когда мы ему читаем перед сном, но сам пока не хочет - будем ждать)). Миша, ему 2,7, любит, когда читаю ему маленькие яркие книжки в стихотворной форме: он повторяет последнее слово в строчке)).
      Конечно, не хочется, чтобы твой ребенок был в списке обижаемых, но и на стороне обижающих хотелось бы видеть его в последнюю очередь...
      У нас в плане выбора подарка все четко: бинокль и подзорная труба)).

      Удалить
  3. Абсолютна согласна по всем пунктам! Это очень сложная и актуальная тема. Моему сынульке пока только 7 месяцев, но я наблюдая за детьми родственников-друзей-знакомых уже хорошо изучила эту ситуацию :( Когда приходит к нам в гости маленький ребенок и видя корзинку с игрушками, говорит: фу, у вас так мало игрушек,у меня в 200 раз больше. Только он ими не играет, а целый день смотрит мультики по детскому каналу. :(( Зачем это все тогда? Не знаю, как то сделать. как научить ребенка Играть. Читать. Думать. Фантазировать. И еще много всего, как не допустить превращения в потребителя :(

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Елена, да, знакомая тема)). Кстати, есть такая теория о потребительском отношении к жизни, сейчас даже друзья для многих - всего лишь предмет. Больше всего мне хочется, чтобы мои дети имели настоящего друга

      Удалить
  4. Такая классическая обеспокоенность нынешних родителей)
    Знаешь, Галя, я довольно спокойно отношусь к тому, что мир детства сейчас иной, чем раньше. Ну, а почему он должен быть таким же? И наше детство отличалось от бабушкиного, бабушки рассказывали о деревяннх чурбачках, заменяющих им куклы, а мультиков не было вообще.
    Меньше читают, чуть что, гуглят - так и прекрасно! Пусть гуглят! Главное, результат, ведь так?
    Алина читала в детстве немного, но читала. Книги подкладывала ей я, ориентируясь на возраст и интересы. Однако, гораздо важнее желания читать, это то, о чем разговаривают дома между собой родители, и о чем говорят они с ребенком. Они задают приоритеты и закладывают фундамент, пусть иногда и кажется, что он хлипкий и какой-то не такой. Поэтому в 17 лет Алина вдруг кинулась запоем читать - классику русскую и зарубежную - у нее наконец-то сформировалась потребность. Но она была предопределена многолетним образом жизни нашей семьи.
    Если бы в нашем детстве были инет и двд, мы бы не были такими начитанными, ведь так? У нынешних детей богатство выбора шикарнее - все те же книги, что и у нас, плюс прелести технологичного мира. Пусть они пробуют все! Но в меру. Ведь здравые родители не позволят перейти грань, так же, как и наши родители прятали от нас "взрослые" книжки и ругали за поздние возвращения.
    Про ограниченность фантазии - я бы не сказала. Как и прежде, это зависит от способностей ребенка. Алинка была проще, Амелия же придумывает что-то бесконечно - и поделки, и музыку, и игры... В театры мы ходим побольше, чем я в своем детстве, виртуальное общение с приятными людьми лично я стараюсь переводить в реал как можно быстрее.
    Все это вопрос личного выбора! А он есть всегда))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирен, да, мир не стоит на месте, все меняется, а сейчас просто с космической скоростью - модель мобильного уже не модна через месяц после выпуска, мониторы, телевизоры все тоньше, а люди все отдаляются друг от друга. Конечно, мы сами создаем свой мир и строим отношения с социуме, но сейчас желать это сложнее, а дети, как никто, не в силах разобраться в этом - мы должны им помочь. Но основная беда в том, что убиваясь на работах, многие родители просто не в состоянии уделять своим детям полноценное внимания, а не три слова за ужином. Жизнь превратилась в сплошную погоню за деньгами, которые, в конечном счете, не приносят никакого удовольствия, так как тратятся на самое необходимое, чтобы элементарно выжить.
      По-настоящему образованных людей в своем окружении могу пересчитать по пальцам и те - далеко... С удовольствие пообщалась бы с тобой за чашкой кофе, например).
      Выбор есть, безусловно и я выбрала детей, а не ноутбук)). Серьезно.

      Удалить
    2. Галь, все правльно делаешь, у тебя вырастут прекрасные детки!

      Удалить
  5. Галя, соглашусь с Зоей. Современным детям по-другому увы не выжить.
    Но все равно страшновато, что у детей сейчас столько соблазнов, что их головушки не понимают всего еще, не могут отделить плохое от хорошего. Я часто вспоминаю, почему я сама страдала в детстве, по чему переживала - у меня не было джинс, например. Но неужели это такая проблема? в 14 да, была. Сейчас мне смешно.
    И соглашусь с Ирен, что все идет от семьи. Если Саша не читает, бесполезно его заставлять, это только вызовет отвращение, потом потянется сам, видя, что дома читают. Я за тебя и глазастиков спокойна))) мне кажется, ты вкладываешь в своих деток то, что им поможет жить. Общечеловеческие ценности. Это ведь важнее, чем новый айпад. Пусть и пока они этого не понимают.
    А вот с фантазией у детей и правда проблемы. они просто в большинстве своем зажратые и им не надо делать пылесос из бритвенного станка. Я сейчас это очень хорошо чувствую по европейцам. по своему мужу -у них смекалка и изобретательность бытовая просто отсутствует. потому что у мужа с детства все было. Мне кажется, что ты и я, и Ирен, имея ввиду свою дочурку, говорим про разные фантазии. Я имею ввиду не то, что изобразить неведомую зверюшку и сочинить сказку про нее, а приложить свои знания в жизнь, придумать выход в любой ситуации. Практическая такая фантазия...

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ксюш, это страшно, правда? - что детям приходится выживать, обижая других и поднимаясь только за счет этого, а не интеллекта или мастерства... Конечно, так не всегда, но это, скорее, исключения.
      А вот с фантазией-смекалкой проблемы, в основном, у европейцев - нам просто приходится делать все самостоятельно, от нашего государства фиг дождешься)). Хотя и тут не у всех руки растут из правильного места, в этом случае мне очень повезло с Лешей

      Удалить
  6. Знаешь, Галюнь, начну с книг ибо больное. А когда ты лично последний раз читала? Видит ли это Саша? Я подозреваю, что нет. Зато видит тебя за компом. Моего ребенка тянет к книгам так же, как и к компам. Ибо я там и там зависаю... Кстати, комп я ужк ограничиваю (для себя).
    Игры? Опять-таки это зависит от нас. Вон я читаю блог Маши (Учимся Играя). У неё дочка не страдает от недостатка фантазии и самодельных игрушек. Мы сами делаем наших детей! САми! Хотите фантазии? Садитесь рядом с ребенком и фантазируйте сами! Хотите, чтобы он читал? Садитесь вечером перед его кроватью и читайе ему сами! А потом заканчивайте на самом интересном месте... сначала ребенок будет ждать следуюшего вечера, а потом не дождется и прочитает сам. Проверенно на мне.
    Моему ребенку не хватает общения со сверстниками, вот для меня это беда. Но не всё остальное. Он уже в год и 10 месяцев, конструирует из лего: он утверждает, что это самолеты, машины и подъемные краны...
    А от компьюеров мы никуда не денемся. Такое время и всё равно всё это будет. Вопрос в другом: будут ли игры на улице? Картонные машинки и тд и тп.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Галя, я полностью разделяю твою обеспокоенность. Недавно у себя поднимала подобную тему. Больше всего меня лично пугает не технический прогресс, а то, что за детей "все придумано". Какая тут фантазия, если все и так готово! Я со своими уже отказалась от всяческих интерактивный игрушек, да и вобще постепенно пришла к тому, что чем меньше дома игрушек, тем лучше, сделала упор на самодельные игрушки из подручных материалов, творчество, рисование. Пока я этот процесс могу контролировать, а вот когда пойдет активная социализация, общение с другими детьми, чьи мамы не очень сильно задумываются над происходящим, то уж и не знаю как все обернется дальше...

      Удалить
    2. В догонку, утром торопилась, забыла написать. На эту же тему очень интересная книга http://www.chaotic-anna.ru/2011/11/blog-post_24.html
      Она как раз о детях, играх и взрослых. О детях настоящих и прошлых.
      И мне кажется совершенно не о чем беспокоится, если мы сейчас сами уделим детям время и будем с ними учится снова фантазировать...

      Удалить
  7. Времена меняются, а воспитание остается...Ничего не поделаешь с этим..

    ОтветитьУдалить
  8. Здравствуйте, Галина!
    Перешла в ваш блог, прочитав пост-воспоминание у Ксении.
    Ещё думаю, как ответить там, пока хочу написать вам.
    Уже лето на дворе, может быть ваш сын зачитал во всю, но, всё же хочу посоветовать вам книгу Пеннак Даниэль Как роман. Она как раз о чтении-не чтении. Если не найдёте, могу скинуть в формате электронной книги.
    О себе и своих детях -
    Сама книголюб, лечь спать, даже при огромной загруженности и болеющих детях, не прочитав хотя бы несколько страниц для меня невозможно. Уже пробовала, валюсь с ног, а заснуть не могу, встаю, беру книгу и "пусть весь мир подождёт", а выспаться когда-нибудь получится.
    Старший читает "запойно", но в течении учебного года намного меньше, чем на каникулах, слишком ненормальная нагрузка в школе. Да и учителя не поощряют, когда учился в 7 классе, уже не помню по какому произведению, нужно было высказать устное мнение и по желанию провести сравнительный анализ с другой (по выбору) книгой. Он сравнил с Ромео и Джульеттой, учительница похвалила, но тут же, при всём классе сказала: "Похвально, что ты Шекспира читаешь, но совершенно не нужно, его в школе не проходят" ??!! К слову будь сказано, в прошлом году школа сменила учебник по литературе и Шекспира они проходили=) Трудно ли удивляться, что мой мальчик почти один читающий в классе, а это лицей, который всегда славился своим хорошим обучением.
    Младший читал тоже очень много и с увлечением, но.., та же нагрузка и он стал сильно уставать, книги отошли на дальний план. Вовремя мне попалась на глаза книга Как роман, вроде бы прописные истины, и читать я ему частенько перед сном продолжала я ему читать, но после этой книги он и сам опять потянулся к книге.
    А у моей подруги и вовсе было интересно, мальчик очень уважал свою первую учительницу, поэтому раз она сказала читать час в день, то он строго по часам и читал, подруга поражалась, что по звонку таймера он откладывал книгу до следующего дня, даже если там был напряжённый момент. Зато потом незаметно втянулся и зачитал во всю.
    На счёт игр, и старший играл в настольные игры и в игры из подручного материала, но его ровесникам было это чуждо. А вот младший с друзьями играет в них с упоением, носят друг другу в гости, играют с настольные и самими придуманные игры даже по телефону! Играют и в морской бой, и в крестики-нолики, и в шашки-шахматы. На улицу частенько выходят без игрушек и так с тем, что найдут в парке, играют часами.
    Я уже писала одной из блоговых подруг - есть какая-то странная цикличность в игрании и чтении, ведь моя сестра на 4 года младше. они уже почти не играли и почти не читали((( И потом это повторялось с детьми моих раньше родивших подруг. Думаю, не всё так страшно.
    Спасибо за пост!

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Спасибо большое за такой содержательный и интересный комментарий. В последнее время меня сильно потянуло на чтение и я снова начала читать. Правда, пока перечитываю старое или то, что не дочитала в родительской обширной библиотеке. Сын пока упирается и читать сам не желает, зато с нетерпением ожидает вечернего чтения на ночь. Что ж, и так пока не плохо, думаю я.
      Младший тоже приучен к чтиву, и перед сном я обязательно читаю ему три его любимых стиха, которые знаю наизусть, кстати, он тоже)).

      Удалить
    2. Раз вечернего чтения ждёт с нетерпением, то книгу любит, а остальное со временем придёт.
      Можно ему предложить начинать вечернее чтение, буквально одно предложение, а потом самой продолжать. А можно остановиться в интересном месте и попросить помочь чуть-чуть продолжить, чтобы мамины глазки отдохнули, сказав, что самой интересно узнать что там дальше, а как глазки отдохнут, то мама дочитает до конца. Если и младший засыпает-слушает, то обязательно почаще говорить - посмотри, ему больше интересно, когда он твой голос слышит, и напоминать на следующий день об этом.
      надеюсь, не поучающе звучит? Это всё из моего опыта, но не хочется быть навязчивой.

      Удалить
    3. Совсем не поучающе! Наоборот, я очень люблю такие комментарии - они основаны на личном опыте, а значит еще более интересны). Такие уловки я тоже применяю, но дальше одного предложения не идет дело - начинаем нервничать)).

      Удалить
    4. Спасибо!
      А больше одного и не надо в течении пары недель, а потом можно, если следующее предложение длинное, то предложить прочитать пару слов малышу, а самой продолжить. А ещё, у меня, на "ура" идёт и до сих пор, так как вслух читать труднее для любого, чем про себя, просьба читать мне, когда я рукодельничаю или готовлю что-то монотонное.
      А если ребёнок больше протестует против чтения вслух, а про себя соглашается почитать, то можно, чтобы убедиться, что он действительно читал, нарисовать в специально заведённом альбомчике иллюстрацию. Только альбомчик лучше небольшой, чтобы при отсутствии большого желания рисовать или недостатке в данный момент времени, хоть простым карандашом или ручкой линиями набросать. А потом предложить папе или кому-нибудь ещё из родственников угадать книжку, по которой сделан рисунок и наградить рисовальщика призом - конфеткой, красивой ручкой, новым ластиком, воздушным шариком..., какой-нибудь приятной мелочью. А можно спросить, если он хочет, то за каждую книжку или если большая, то за определённое количество страниц, складывать в баночку пуговицы. А когда наберутся, то потратить их на что-то для него интересное.
      Когда у моего младшего вдруг наступил период, как раз после 1го класса, нечтения, то мы каждую пуговицу меняли на 10 минут игры на компьютере. Или на поход в парк развлечений и один игровой аттракцион или определённое число пуговиц на игру там же в лабиринте, он дорого стоит, поэтому и много пуговиц тратится.

      Галина, что-то меня понесло, вы уж меня остановите, пока я на вас весь свой опыт не обрушила)

      Удалить
    5. Оксана, очень интересные методы, нужно обязательно применить их в моей семье. Понравилось про игру на компьютере: мы как раз ограничили Сашу от него и теперь это может служить хорошей наградой за самостоятельное чтение. Вот так, век живи - век учись. Спасибо еще раз:)

      Удалить
    6. И от меня ещё раз спасибо за то, что выслушали, рада буду, если пригодится)

      Удалить

Спасибо за Ваш комментарий

LinkWithin

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...